Что должны делать дети по дому

Что должны делать дети по дому

Воспитание детей — самая сложная задача, которая стоит перед родителями. Ведь важно не только дать потомству кров, пищу, одежду и хорошее образование, но и привить основные моральные качества, которые сделают его достойным членом общества.

Человек устроен так, что чужой, пусть даже и авторитетный опыт, не будет воспринимать как непреложную истину, непременно важно личное восприятие и представление о том, как устроен мир. Прививая своему ребёнку посильные трудовые привычки, вы помогаете сформировать основные базовые понятия об ответственности и самореализации.

Сегодня хочу поговорить с вами о том, что должны делать дети по дому и почему это настолько важно для успешного будущего вашего ребёнка.

Учитесь вовремя отрезать пуповину

Ну, не в прямом смысле, конечно. За вас это сделают специалисты по родовспоможению в медицинском учреждении. В данном случае, речь идёт о той прочной связи между матерью и ребёнком, которую можно представить как невидимую пуповину, продолжающую прочно связывать их и после рождения. Вы замечали, как часто входит в лексикон молодых мамочек отрицание местоимения «Я»? Теперь только «Мы»: «мы поели, покакали, погуляли», «мы болеем», «мы держим головку» и проч. И такая манера разговора, которая очень раздражает окружающих, на самом деле является отражением психологического интуитивного понимания родительства. Не сразу приходит чёткое осознание того, что чудесный маленький человечек, который буквально был создан из крови и плоти матери, который долгое время был её частью вдруг в один момент стал отдельной личностью. И сам ребёнок ещё не воспринимает себя таким образом, внезапное озарение, что он и мама — это два разных человека, приходит в тот момент, когда он научится ходить и постепенно приобретёт собственный практический опыт знакомства с миром.

Зачастую ребёнок быстрее понимает, что он отдельная личность, которая имеет право принимать решения, чем его родители. И это абсолютно справедливое наблюдение по отношению ко всем этапам взросления, говоря глобальнее, это даже представляет крепкую основу небезызвестного конфликта «отцов и детей».

Нередко ситуация складывается так, что ребёнок психологически готов уже быть самостоятельным, помогать выполнять работу по дому, но к этому не готовы его родители, им привычнее оберегать его от всего и чрезмерно заботиться — эти два правила настолько входят в привычку у пап и мам, что избавиться от неё просто нереально. Особенно это типично для тех семей, в которых ребёнок в детстве часто и тяжело болел.

И это непросто неправильно, вы вредите своим детям, лишая их права на самостоятельность, которое в раннем возрасте реализуется через выполнение домашних обязанностей.

К чему приводит ваше желание освободить своего кроху от тягот быта:

  1. Неискоренимая инфантильность. Не прививая понятия о важности домашнего труда, который является одним из главных проявлений самостоятельности ребёнка, вы лишаете своё чадо на право стать взрослым, способным решать свои проблемы. Однажды наблюдала такую картину в поликлинике: пожилая женщина обратилась к очереди людей, стоящих к хирургу, и попросила пропустить её без очереди, потому что она с ребёнком. В качестве «ребёнка» за её спиной скромно переминался с ноги на ногу небритый детина лет 40, с рукой на перевязи, подбитым глазом и явными признаками жесточайшего похмелья. Это весьма наглядная демонстрация и прекрасный пример инфантильности. И, кстати, говоря, их пропустили вне очереди, потому, что всем присутствующим не терпелось обсудить интересную ситуацию.
  2. Эгоцентризм. Все дети, какими бы миленькими они ни были — самые что ни на есть эгоисты. Это неизбежная черта характера, которая формируется отчасти и от того, что они привыкают, к тому как тщательно родители за ними ухаживают и внушают им эту мысль. Серьёзно, в доме главным всегда становится ребёнок и он это понимает очень хорошо, только беда в том, что со временем он своё ощущение превосходства проецирует абсолютно на всех людей.
  3. Безответственность. Необходимость выполнять по дому какие-то конкретные обязанности формирует понятие собственной программы действий, от которых зависит благополучие окружающих. Это очень тонкое и полезное понятие. Чрезмерное чувство ответственности, неизбежно влечёт за собой комплексы и нестабильность нервно-психического состояния, а отсутствие этого понятия вообще — к асоциальному поведению.

Чтобы избежать таких печальных последствий, которые просто вредят будущему вашего ребёнка, в первую очередь, для вас самих важно вовремя понять, что ваш ребёнок взрослеет, он должен уметь участвовать в семейном разделении обязанностей. Дайте ему возможность проявить самостоятельность. Вот что я имела в виду под просьбой вовремя «отрезать пуповину». Не пропустите момент, когда мамское «мы» должно вновь стать «я» и «он»/«она».

Что должен делать маленький ребёнок по дому

Что должен делать маленький ребёнок по дому 

Как бы странно это ни звучало, но в первые годы жизни гораздо проще решать этот вопрос. Основная обязанность малыша до года, а то и до двух заключается в том, чтобы расти и правильно развиваться, то есть проявлять чисто физиологические способности к освоению простых действий и навыков. Контролируются они не только самими родителями, но и врачами: неврологом и педиатром.

То есть то, что должен делать ребёнок уже определено и записано по месяцам:

— до 3 месяцев малыш должен научиться держать головку;

— в 4-5 месяцев переворачиваться на живот самостоятельно;

— с 6 месяцев начать сидеть или ползать;

— в 7-8 месяцев — ползать;

— в 10 месяцев пытаются стоять с опорой;

— в 12 месяцев — ходить.

Это, конечно, весьма условные сроки развития, но статистически именно так происходит возрастная трансформация от беспомощного грудничка в неуёмного непоседу.

Этот период самый интересный в жизни родителей, каждый виток развития малыша они воспринимают как повод для гордости. Ох, как часто можно в разговорах между мамочками проскальзывает это желание похвастаться достижениями своего малютки: некоторые могут утверждать, что с рождения головку держит, у других ходить начал в 10 месяцев. На самом деле, это всё сугубо индивидуальные параметры, а ранняя нагрузка на позвоночник, которая происходит при ходьбе негативно влияет на его правильное развитие.

Именно потому врачи активно участвуют в диагностике своевременного развития и дают полезные рекомендации: не сажайте малыша раньше времени, не ставьте на ноги, если не наступил подходящий возраст (это вредно для формирования тазобедренных суставов), всему своё время, не торопите малыша, когда он ещё не готов физиологически к тому, чего хочется вам.

А когда ребёнок начинает ходить, хлопот у родителей добавляется гораздо больше: нужно бдительно отслеживать, чтобы он не попал в беду, не упал, не обжёгся, не проглотил мелкий предмет и прочее. Для родителей, у которых этот ребёнок первый, возникает сложность в том, чтобы научить его необходимости соблюдать безопасность. И именно в этот момент ещё больше формируется представление о беззащитности и несамостоятельности малыша — этот мир таит столько угроз, от всего нужно уберечь и защитить!

И отголоски этого беспокойства никуда не исчезнут со временем, а также могут послужить причиной того, что вам покажется неуместным заставлять ребёнка выполнять какую-то работу по дому, когда он повзрослеет. Вдруг он не готов к таким обязанностям? Да и вообще жизнь тяжёлая штука, пусть у него подольше будет шанс оставаться беззаботным.

Далее поговорим о том, что должен уметь делать ребёнок по дому в соответствии с возрастом. И вы увидите, что включить его в работу по дому, научить оказывать помощь вам в ведении привычных дел — это просто и полезно.

Что должен уметь делать ребёнок 3-5 лет по дому

Что должен делать маленький ребёнок по дому 

В этот период наступает самый интересный для родителей момент: ребёнок уже умеет разговаривать предложениями, проявляет умственную активность, способен сделать самостоятельные выводы об окружающей действительности. Именно этот возраст так сложен и так важен для того, что научить его трудиться.

Малыш видит, что есть ряд действий, которые дозволено производить только взрослым:

— пользоваться режущими и острыми предметами;

— включать и выключать электрические приборы;

— контактировать с горячими предметами, включать кухонную плиту;

— пользоваться электрическими и механическими инструментами.

И эти все сложные, опасные, но необходимые функции подсознательно становятся для него атрибутом взрослого человека. Особенно, если родители злоупотребляют выражениями в духе: «Не трогай, ты ещё маленький». Таким образом, «взрослая» работа становится для них не только запретным сладким плодом, но и мерой зрелости. И ему тоже хочется приобщиться к этому, начать взрослеть, помогая работать по дому, чувствовать свою пользу и значимость для семьи.

В данном случае родительская задача отследить, к каким простым видам работы уже готов ребёнок, чтобы это было безопасно и интересно, а потом терпеливо его научить трудиться.

Простая работа, которая доступна для детей 3-5 лет:

— убрать игрушки после игры;

— помочь маме накрыть на стол, принести чашки, ложки, салфетки;

— убрать посуду после трапезы;

— помочь расстилать и застилать постель;

— сложить вещи, нуждающиеся в стирке в корзину для белья;

— покормить питомцев сухим кормом;

— развесить бельё на сушилку после стирки;

— уметь вытирать пыль при уборке;

— выполнять простые просьбы о помощи: налить воды в стаканчик для утюга, помочь вытереть посуду насухо после мытья и др.

— если у вас есть земельный участок, на котором вы выращиваете овощи, то ребёнок охотно будет вам помогать с поливом грядок, сбором урожая. Например, нарвать зелени для супа, собрать стручки гороха будет для него интересным и увлекательным занятием.

На самом деле, главное в этом вопросе — увлечь ребёнка, показать ему, что вы цените его помощь, доверяете ему важные для семейного благополучия дела. И именно в этом возрасте наиболее просто привить ему любовь к труду.

В чем могут быть сложности? Мы привыкли, что даже такие простые действия, как вытереть насухо посуду и отнести тарелку, не вызывают затруднения, а у ребёнка не всегда может получиться выполнить просьбу и при этом не разбить доверенную ему посуду. Вам нужно запастись терпением, чтобы ребёнок не боялся помогать и охотно подключался к выполнению домашней работы.

Запомните, чего категорически делать нельзя:

  1. Критиковать, если работа выполнена неправильно.
  2. Ругать за то, что он не понимает, чего вы от него хотите.
  3. Оскорблять. Говоря малышу, что он глупый вы можете привить ему навсегда чувство неуверенности в своих возможностях.
  4. Сравнивать с другими знакомыми детьми в негативном ключе: вон Петя уже папе машину помогает чинить, а ты последнюю тарелку в доме разбил. Это навсегда оставляет у ребёнка чувство, что он хуже других.
  5. Говорить: «У тебя не получится, я сама всё сделаю». Ребёнку это не просто обидно, он со временем привыкаем к тому, что он никчёмный, но всегда найдётся тот, кто выполнит любую работу вместо него.

Что полезно делать:

  1. Поощрять ребёнка. Крепкие объятия, погладить по голове — это всегда важно малышу. Он чувствует, что родители радуются его успехам, ему это важно. Главное, чтобы поощрение было уместно, а то устраивая праздник на широкую ногу по поводу того, что кроха помог вам поставить книгу на полку, вы можете вызвать неверную трактовку реального положения дел в неокрепшей психике.
  2. Мотивировать. Вообще правильная мотивация важна даже для взрослых, это основа того, чтобы труд осуществлялся добровольно. В детском возрасте мотивация исходит из простых и важных для него событий: «Собери игрушки, и пойдём гулять», например.
  3. Поддерживать. Не всегда и не всё получается сразу, обязательно, нужно настраивать на то, что может не получиться с первого раза, ребёнку нужно набраться терпения. Если малыш сильно расстроен своей неудачей, можно привести адекватные примеры как трудолюбие и упорство помогают людям достичь желаемых результатов.
  4. Хвалить. Малыш рад, что может участвовать в жизни семьи, что его считают остаточно взрослым, он горд собой и в будущем ему захочется вновь испытать это чувство.
  5. Набраться терпения. Это ваша основная задача — терпеливо научить ребёнка выполнению простых домашних дел, не срываясь на крайности и те действия, о которых я писала выше в списке запретов.

Существует закономерность, что если в семье не один ребёнок, то старшие братья и сёстры всегда более трудолюбивы, чем младшие, легче привыкают к выполнению обязанностей. К этому их подталкивает и чувство своей личной ответственности перед младшим членом семейства. В ваших силах эту ситуацию привести к равновесию, иначе обида на то, что кого-то любят в семье сильнее, может закрепиться на всю жизнь.

В детском возрасте ещё не совсем целесообразно разделять, что должны делать дети девочки, а что мальчики по дому. Упор нужно сделать на само понимание важности домашнего труда, а не на дифференциацию трудовых навыков по половому признаку. Работа по дому имеет универсальное значение, и в некоторой степени помогает выявить предрасположенность к труду у детей независимо от пола и возраста.

Что должен делать семилетний ребёнок по дому

Что должен делать семилетний ребёнок по дому

Вы удивитесь, насколько часто на первом родительском собрании педагоги озвучивают странную просьбу: «Покупайте детям обувь на липучках и кнопках». А всё дело в том, что в наше время повально дети совершенно не обучены самостоятельно завязывать шнурки. Серьёзно. Этому не должны учить в школе или в саду, за освоенный навык полностью ответственны родители. И если копнуть глубже, можно найти уйму таких недочётов, зачастую дети приходят в школу абсолютно несамостоятельные.

А ведь многие родители совершенно напрасно хотят переложить свои обязанности по воспитанию детей именно на специализированные организации, оправдывая такое решение тем, что нужно зарабатывать деньги на обеспечение достойного будущего своему ребёнку. Педагогические программы в ДОУ и школах систематизированы и рассчитаны на массовое воспитание детей, тогда как дома, вы проводите индивидуальную работу и гораздо лучше знаете, какие задатки заложены от природы в характер вашего ребёнка, что нужно развить в первую очередь, а какие особенности следует подкорректировать мудрым воспитанием.

В 7 лет для ребёнка начинается по-настоящему взрослая жизнь, он идёт в школу, его ответственность и умственная нагрузка значительно возрастают.

Тем не менее, именно этот период наиболее благоприятен для того, чтобы начать доверять ему выполнение более сложных бытовых задач:

— содержать свой рабочий стол в чистоте: убирать за собой после выполнения творческих заданий, рисования, аппликаций и пр.

— самостоятельно собирать портфель к следующему учебному дню;

— пылесосить комнаты;

— мыть за собой посуду;

— разогревать еду в микроволновке;

— некоторые дети вполне способны сходить в магазин, расположенный близко к дому;

— выносить мусор;

— выполнять простые действия для помощи родителям, если в доме идёт ремонт;

— этот период благоприятен для того, чтобы научить ребёнка самостоятельно пришивать оторвавшиеся пуговицы, зашивать порванные вещи;

— перестилать свою постель;

— ухаживать за домашними и огородными растениями;

— у многих детей активно проявляется в этот момент интерес к приготовлению еды, они могут с удовольствием помогать маме на кухне, узнавать в процессе готовки важные свойства продуктов, особенности их сочетания.

То есть, в этот период наиболее важно дать возможность ребёнку уметь планировать свой день, включать в него необходимость помимо выполнения школьных домашних заданий, ещё и не забывать про обязанности по дому. При этом круг возможных бытовых работ значительно расширяется. А родителям важно помнить о том, как правильно внушить школьнику понятие о технике безопасности и проконтролировать её исполнение. И, конечно, не стоит перегружать ребёнка обязанностями, если вы видите, что он сильно устаёт, попробуйте вместе с ним составить адекватный распорядок дня, который будет включать в себя полноценный отдых, выполнение домашнего задания и возможность помогать в быту.

Работа по дому для первоклассника не должна становиться принудительным наказанием, он должен сам понимать, что это необходимо делать.

Что должен делать девятилетний ребёнок по дому

Что должен делать девятилетний ребёнок по дому

Собственно, список обязанностей можно расширить в этом возрасте, и несмотря на то, что существует в интернете всякие таблицы о том, какие обязанности переложить на плечи ребёнка, согласно возрасту, вы, наверное, сами понимаете, что это сугубо индивидуальный вопрос. Каждый родитель сам способен оценить степень готовности своего ребёнка к выполнению более сложных задач, подчинять этот процесс универсализации не совсем корректно.

Не стоит забывать и о том, что возрастает степень нагрузки в школе, каждый школьник в этом периоде активно посещает кружки по интересам, выполняет какую-либо внеклассную работу, ведёт исследовательские проекты. Поэтому работой следует не перегружать, а внедрять новые обязанности соразмерно с существующей умственной нагрузкой.

Говоря обобщённо, ребёнок в 9 лет может вполне выполнять следующую работу:

  1. Самостоятельно, но под контролем взрослого, пользоваться кухонной плитой.
  2. Уметь загружать и включать стиральную машину.
  3. Готовить себе простую еду, конечно, жарить пирожки в кипящем масле достаточно рискованное мероприятие, а вот сделать яичницу или вместе с взрослыми испечь блинчики — вполне под силу четвероклашке;
  4. Мальчиков в этом возрасте папы активно обучают мужским обязанностям, работе со строительным инструментом, вкручивать шурупы, производить мелкий ремонт и прочее. Хотя зачастую такой работой охотно интересуются и девочки.
  5. Помыть полы, сделать простую уборку — это по силам ребёнку в возрасте 9 лет.

Какие бы рекомендации ни давали вам знакомые или интернет, важно понимать, что только вы сможете наиболее адекватно определить, вид работы, посильной для вашего ребёнка. Сложно сказать, что даже те приблизительные списки, которые я привела вам в качестве примера, можно считать обязательными к исполнению. Так, например, то, что должен делать десятилетний ребёнок по дому не будет значительно различаться от предыдущих рекомендаций, просто, возможно, вы посчитаете, что он сам уже готов к выполнению достаточно взрослых дел, например, погладить бельё. Это всё же сугубо индивидуальный вопрос и не все дети к определённому возрасту достигают той степени зрелости, при которой можно смело доверять травмоопасные обязанности. И не каждый родитель, готов подвергнуть детей такому риску.

Так что ваша задача просто вовремя разглядеть и подловить удачный момент, когда приучение к труду будет наиболее уместно. Конечно, начинать надо делать это постепенно в младшем возрасте, когда через игру ребёнку легче понять, как вообще устроен этот мир и какую роль он сам играет в нём, помимо того, что хорошо кушает и слушается родителей.

Гораздо сложнее и, увы, такие ситуации далеко не редкость, когда перед подростком, который считает себя взрослым и переживает самый сложный возрастной кризис, внезапно встаёт необходимость взять часть работы по дому на себя, хотя до этого на такую вероятность развития событий родители ему даже не намекали. Это гарантированно вызывает чувство протеста и подсознательное неприятие собственных родителей — то есть порождает неизбежность конфликта. Задумайтесь об этом, когда возникнет желание до последнего оберегать своё чадо от тягот быта.

Своевременно прививая индивидуальное понятие, что должны делать дети по дому, вы в будущем поможете им оптимально разрешить такие вопросы, что должен делать муж по дому и что должна делать женщина по дому .А это составляет основу крепких семейных отношений и является индикатором полной готовности к самостоятельной жизни.

Поделиться ссылкой:

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о